Важным этапом в процессе оснащения магазина является принятие решения об организации системы охлаждения. Полезно задуматься о варианте охлаждения еще на этапе проектирования, чтобы правильно оценить особенности выносного и встроенного холодоснабжения и спланировать размещение оборудования. Рассмотрим особенности встроенного и выносного холода.
Существует два вида холодильных витрин:
1. Витрины со встроенным холодильным агрегатом
2. Витрины с выносным холодильным агрегатом
Витрины со встроенными агрегатами - это оборудование, каждая единица которого имеет свой холодильный агрегат, смонтированный внутри витрины, шкафа, горки и обеспечивающий автономную работу каждой отдельной единицы оборудования.
Плюсы:
Такое оборудование просто, удобно, но является рентабельным лишь для небольших магазинов, торговой площадью менее 80 кв. м., а так же для торговых предприятий, арендующих торговую площадь. В любой момент, под влиянием каких-либо неблагоприятных факторов можно перепланировать торговый зал, переместить оборудование в другую торговую точку или продать.
Минусы:
Оборудование потребляет большой объем электроэнергии, выделяет тепло непосредственно в торговый зал, создает шум в магазине, надежность его ниже по сравнению с выносным холодом. Учитывая постоянно растущие цены на электроэнергию, приходится считать не только кратковременную выгоду от низкой цены холодильного оборудования со встроенными агрегатами, но и стоимость жизненного цикла оборудования (срок эксплуатации, стоимость потребляемой электроэнергии, затраты по эксплуатации). Избыточные расходы на дополнительную систему кондиционирования и дополнительные затраты электроэнергии быстро "съедают" средства, сэкономленные на оборудовании.
Витрины с выносным агрегатом.
В этом случае холодильный агрегат вынесен за пределы конструкции витрины, горки, бонеты. Причём один выносной агрегат может питать как одну единицу оборудования, так и однотипное оборудование, соединённое в линию или несколько линий.
Плюсы:
К преимуществам системы выносного холодоснабжения следует отнести отсутствие выделений тепла и шума в торговый зал, за счёт вынесения компрессорно-конденсаторной части, высокая надёжность и долговечность оборудования за счёт использования специальных типов компрессоров и их дублирования, сокращение затрат на электроэнергию, существенно больший полезный объём и площадь экспозиции, температурный режим поддерживается более стабильно и регулируется в более широком диапазоне. Есть возможность подключения разнопланового оборудования (витрины, горки, камеры) на одну станцию.
Минусы:
К недостаткам относится сложность в перепланировке торгового зала после монтажа и относительно высокие первоначальные затраты на комплект оборудования. На торговой площади более 300 кв. метров после 2-3 лет эксплуатации оборудования по совокупности затрат стоимость центрального холодоснабжения будет приближаться к встроенному. А в последствии эксплуатация центрального холода оказывается более выгодной.
Обеспечить нужный температурный режим витрин с выносным холодильным агрегатом можно двумя способами:
1. Для небольших холодильных/морозильных камер и магазинов небольших форматов (типа магазина «у дома») – можно использовать компрессорно-конденсаторный агрегат.
2. Для холодильных/морозильных камер, складов, магазинов крупных форматов (супер и гипермаркетов) – обычно используют холодильные станции на базе нескольких компрессоров.
Что лучше?
Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Каждая схема несёт в себе определённый набор преимуществ и недостатков, проявляющихся в разной степени в зависимости от параметров конкретного магазина.